Виртуальная модель определила этапы развития

На Свердловской дороге завершено построение модели главного хода дороги, на котором расположены 88 станций. С помощью компьютерного моделирования силами специалистов ООО «Контроллинг» сделана и оценка проектов развития станций на полигоне, в том числе с учётом увеличения тяжеловесного движения и возможных вариантов развития инфраструктуры.

Такая работа на сети выполнялась впервые, и, по мнению специалистов Свердловской дороги, уже можно говорить о её высокой эффективности. За критерий был взят необходимый технологический эффект при минимуме инвестиционных затрат. В результате определены перечень станций и очерёдность их развития и удлинения там путей в зависимости от увеличения приёма тяжеловесных поездов по стыковым пунктам. Построен прогнозный график движения поездов.

Как сообщил главный инженер Свердловской дороги Игорь Набойченко, всего по расчётам имитационной модели на направлении Называевская — Чепца требуется удлинить 24 пути на 15 станциях. Это на семь путей и на шесть станций меньше первоначальных расчётов. Экономия инвестиционных средств составляет около 1,8 млрд. руб.

Одним из приоритетных направлений данной работы наряду с экономией инвестиционных ресурсов компании является сбалансированное развитие инфраструктуры. По мнению Игоря Набойченко, было бы целесообразно определить возможности дальнейшего тиражирования этой работы на всём полигоне Кузбасс — Северо-Запад.

Своими соображениями относительно результатов, полученных при моделировании полигона дороги, поделился и президент научно-производственного холдинга «СТРАТЕГ» доктор технических наук, профессор Пётр Козлов. «На построенной модели было проведено много экспериментов. Перед нами стояла задача выбрать станции, которые следует реконструировать при увеличении тяжеловесных поездопотоков, и определить рациональную этапность этой работы. Полученные результаты многократно обсуждались со специалистами дороги. Была показана работа участков и станций всего полигона при пропуске тяжеловесных поездов совместно со всеми остальными грузовыми и пассажирскими. Определены участки и станции, где могут возникнуть задержки. Модель выдаёт прогнозный график движения поездов с расчётом технической и участковой скорости по всем участкам. Причём можно посмотреть динамику прохождения каждого поезда отдельно. Дорожные графисты внимательно анализировали эти материалы», — рассказал Пётр Козлов.

Но работа ещё полностью не завершена и будет продолжена. Ведь полигон Свердловской дороги хотя и достаточно протяжённый, но для тяжеловесных маршрутов это только часть пути на направлении Кузбасс — Северо-Запад. Поэтому предстоит построить модель и всего целостного объекта. И уже с её помощью можно проработать рациональную технологию целого направления, выбрать необходимые размеры и наилучшую этапность развития станций, а в конечном итоге получить хороший эффект.

По словам Петра Козлова, представляется также целесообразным «узаконить» технологическую экспертизу такого рода проектов. И реальная основа для этого уже есть. Учёный напомнил, что Российская академия транспорта совместно с Ассоциацией высших учебных заведений транспорта учредила Экспертный совет «для научнотехнической, экспертной и методической поддержки проектов строительства и эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава». Образован и ряд рабочих групп по разным направлениям исследований из ведущих специалистов отрасли.

Сам же Пётр Алексеевич возглавил рабочую группу экспертного совета «Имитационная экспертиза проектов развития транспортной
инфраструктуры», в которую входят учёные из УГУПСа, ИЭРТа и других научно-исследовательских организаций, в основном доктора наук с большим опытом работы в этой области. Эта рабочая группа в дальнейшем займётся проведением независимой профессиональной технологической экспертизы сложных проектов. Основным объектом исследований уже стало высокоскоростное движение, в этой сфере многие решения будут приниматься в нашей стране впервые. Однако профессионализм экспертов даёт основание утверждать, что уровень их компетенций отвечает поставленной задаче.

Гудок. Выпуск № 37 (25942) от 15.03.2016