ФГК предложила создать так называемый Банк вагонов, целевой размер консолидированного парка которого должен составлять не менее двух третей от всего парка полувагонов на сети дорог на условиях среднесрочной и долгосрочной передачи подвижного состава в аренду.
Основная идея предлагаемой модели заключается в консолидации значительной доли парка в Банке вагонов, абсорбировании лишнего профицитного парка, непроизводительно занимающего инфраструктуру, и создании условий цивилизованного регулирования спроса и предложения на услуги по предоставлению подвижного состава.
Участники получат возможность сдавать в банк свои вагоны по условной цене 400-500 руб. в сутки, а привлекать по 600 руб. или по рыночной цене при дефицитном рынке. Доступ к вагонам будет абсолютно равным для всех участников. Сейчас текущая ставка за вагон уже составляет порядка 400 руб. в сутки, и это создает сложности уже даже для необходимого технического обслуживания. Вызвано это тем, что операторы, стремясь задействовать свой подвижной состав во время спада перевозок, готовы практически на любую цену. Вывод значительного количества вагонов с рынка должен поддержать ставки.
Также положительным моментом будет являться повышение скорости оборота подвижного состава, за счет чего будет высвобождаться дополнительный парк вагонов.
При этом регулирующие органы тоже должны взять на себя обязательство по ужесточению выпуска вагонов на сеть и не допускать его увеличения. Возможен вариант, когда номера вагонам будут даваться лишь в обмен на старые.
Так как новая схема регулирования количества вагонного парка на сети не вызвала ни у кого принципиального отторжения, вероятность того, что вопросы, препятствующие ее реализации, будут решены, действительно довольно высокая. Операторы сами признают, что будущее не сулит каких-то радужных перспектив, а грузоотправители в своем давлении на цены перевозки уже подошли к критической черте. Поэтому стимулы к совместным действиям у них действительно большие.